Перенесение мощей святого Николы чудотворца в Бар град

 

Никола Чудотворец. Дионисий. 1502 г. Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, Россия. Фреска в конхе Никольского придела.
9 МАЯ. В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ. ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТОГО И ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НИКОЛЫ ЧУДОТВОРЦА АРХИЕПИСКОПА МИРСКОЙ ЛИКИИ В БАР ГРАД

Господи, благослови, отче!

Непрестанно должны мы, братья, праздники Божии, почитая, прославлять, и подобиться святым его, и усердно искать спасения. И непрестанно размышляя, помнить, что по образу Божию руками его сотворены мы были, и что славой несказанной увенчаны были, если угодное ему творили, подобно тому, как содеял блаженный, великий и преславный архиерей Христов Никола, чью трапезу ныне хочу вам представить, дабы вкусили от нее и увидели, что милостив Господь к уповающим на него, милостив к надеющимся на него, милостив к творящим волю его, милостив Господь к любящим его. И воздал милость Мирскому граду и его окрестностям, свои щедроты изливая на них, чудеса творя дивные, исцеляя неоскудно, подавая исцеления сущим в напастях. Великим помощником и заступником показал себя, и на море, и на суше больных исцеляя, пленников избавляя, слепым прозрение подавая, хромым хождение, глухим слышание, и прокаженных очищая, и бесов изгоняя, и всем нужное подавая. Как сказал Господь: «Верующий в меня, дела, какие я творю, и тот творит». Так и сей святой угодник его, архиерей и отец Никола. И когда по благоволению благодати и человеколюбия Божия воссияло над нами праведное солнце, и явилась благодать нам от Владыки Вседержителя Бога, показал нам Господь в нынешнее время, в дни и лета наши и в нашу память чудо преславное и выше ума человеческого о преподобном и великом архиерее святом Николе.

В 1096 год от воплощения самого Бога в человеке от браконеискусной Богородицы и Приснодевы Марии, при царе греческом Алексее, патриархе Константина-града Николе, в год русских князей: христолюбивого князя Всеволода киевского и благородного сына его Владимира черниговского. Напали измаильтяне по суду Божию и по промыслу Всевышнего на греческую землю с той стороны моря, от Корсуня-града начиная, вплоть до Антиохии, и до Иерусалима, на все города и села их. И всех людей, тут живущих, посекли, и жен их и детей пленили, и дома их огнем пожгли, церкви же и монастыри опустошили, и города их взяли во власть свою. Тогда же и Ликию оставили пустой, где лежало тело святого Николы, тело дорогое, тело всечестное, тело, чудеса творящее дивные и преславные. Разве не мог преподобный сей муж так содеять, чтобы город его и церковь не опустели?! Но по велению Божию не противился, но сказал: «Господи, перед очами твоими угодное сотворю». Так и было. Не мог видеть Господь наш Исус Христос угодника своего мощи на пустом месте пребывающими и никем не прославляемыми, но как писано: «Прославляющих меня, — сказано, — прославлю и вознесу славу тех, кто восхваляет меня».

Жил в те дни священник благоверный, и христолюбив, и праведен, в Баре граде немецкой страны. Явился ему святой Господень Никола: «Иди, скажи людям своим, всем приходящим в церковь, пусть пойдут, возьмут меня из Мирского града и здесь положат меня, ибо не могу пребывать там на пустом месте, Богу так угодно». И сказав это, отошел. Когда же наступило утро, встал тотчас священник и рассказал всем людям о явлении святого Николы. Те же, услышав, исполнились радостью великою и возгласили: «Ныне вознес Христос милость свою людям своим и городу нашему, ибо сподобил нас принять угодника святого Николу». И тут же снарядили мужа благоговейного, боящегося Бога, в 3-х кораблях идти за мощами святого. Посланные же насыпали пшеницы и, притворившись будто идут торговать, отправились. И пришли в Антиохию, распродали пшеницу и купили все, что им нужно было. И уведали баряне, что венецианцы, находящиеся тут, хотят идти прежде их и взять мощи святого Николы, и поспешили баряне и тотчас отправились в путь. И пришли в Ликию, в город Мирский, и пристали в лимане городском. Посовещались они, и, взяв оружие, вошли в церковь святого Николы, и обнаружили в ней четырех черноризцев, и спросили их, где лежит святой Никола. Те же показали им гроб, где лежал святой Никола. Они же, раскопав пол в церкви, нашли раку, полную мира, слили миро в корчаги, а мощи его взяли и с ними раку, в которой были мощи святого Николы, и перенесли на корабль свой, и отплыли в море. Двух черноризцев оставили в Мире, а двое отправились с мощами святого Николы. И пошли в Бар град на ту сторону моря. Отошли же они от города Мирского месяца апреля в 11-й день и дошли до Бара града месяца мая в 9-й день, в воскресенье, в час вечерний.

Увидели же баряне, что пришли с мощами святого Николы из Мир, и вышли все горожане встречать его, мужи и жены, от мала и до велика, со свечами и с фимиамом, и приняли его с радостью и великою честью, и положили его в церкви святого Иоанна Предтечи у моря. Да послушайте, братия моя, молю вас, сколько сотворил чудес святой Никола, прийдя из Мирского града в Бар град. В воскресенье вечером пришел и наутро в понедельник исцелил 47 больных мужей и жен, одержимых различными недугами и болезнями: кого головою скорбного, а кого глазами, иного же руками и ногами, другого сердцем, и утробною болезнью, и всем телом, и страдающих от нечистых духов. А во вторник исцелил 22 больных, а в среду исцелил 29 болящих, в четверг утром рано исцелил глухого и немого, пребывающего уже 5 лет в недуге том. И потом явился святой Никола некоему черноризцу, имеющему духовный сан, и сказал так: «Волею Божиею пришел я в землю эту». В день воскресный, в час 9-й получили исцеление одиннадцать человек. И еще, и еще во всякий день творит чудеса святой Никола, будто источник бурлящий, конца не имеющий.

И много даров приносили к святому, золото и серебро, и ризы многоценные. И видели горожане преславные его чудеса и исполнялись радостью великой. И создали церковь преславную, и великую, и прекрасную во имя святого и преподобного отца Николы, и сковали раку ему серебряную, позолоченную. И в 3-й год по перенесении его из Мир послали к римскому папе Герману, чтобы пришел он с епископами своими и со всем клиром церковным своим и перенесли бы мощи святого Николы. И пришли, и взяли мощи святого Николы, и вложили в раку серебряную, и взяли епископы с их вельможами мощи и перенесли его в великую новую церковь его, и положили его в алтаре в сокровенном месте месяца мая в 9-й день. Перенесли же и старый гроб его, в котором был он принесен из Мир, и поставили его в церкви, положили туда и кость руки его от мощей его. Много народа, люди, приходя, целовали мощи и раку его. Римский же папа Герман, и епископы, и все горожане, все люди праздник великий устроили в тот день в похвалу святому, который празднуют и до сего дня, и ели, и пили, и веселились в тот день, и много милостыни подавали убогим. И после разошлись по домам своим с миром, прославляя и хвалу воздавая Богу и святому и преподобному угоднику и архиерею Христову Николе.

К нам же, о преподобный угодник Христов, милостив будь здесь и в будущем веке! На тебя уповаем и тебе молимся, ибо ты всех видимых и невидимых достойнее явился. Блажен воистину град Барский, и церковь его священна, в которой тебя возвеличил Господь Бог! Освятил тебя, угодника своего, Вышний, ведь ты всем христианам помощник и заступник, избавляешь нас от всех напастей, от бед наших. И еще молимся, святой преблаженный угодник, святитель Христов Никола, имеешь ты дерзновение к Владыке, молись о нас, празднующих всегда память и почитающих праздник перенесения твоих мощей, чтобы спасены мы были твоими молитвами, благодатью и человеколюбием Единородного Сына, с ним же ты благословен, с Пресвятым, Благим и Животворящим Духом, и ныне, и присно, и во веки веком. Аминь.


Оригинальный текст

9 МАЯ. В ТОЙ ЖЕ ДЕНЬ. ПРИНЕСЕНИЕ МОЩЕМЪ СВЯТАГО И ПРЕПОДОБНАГО ОТЦА НИКОЛЫ ЧЮДОТВОРЦА АРХИЕПИСКОПА МИРСКЫА ЛИКИЯ В БАРЪ ГРАД

Господи, благослови, отче!

Присно убо должни есмы, братие, праздникы Божиа творяще, въ честь дръжати, подобити же ся святымъ его, и подвижно искати спасениа. Присно испытавше, дръжати, како по образу Божию рукама его сътворени быхом, и славою неизреченною почтени быхомъ, угодная пред нимъ сотворше, якоже блаженый сътвори, великий и словущий архиерей Никола Христовъ, егоже трапезу нынѣ хощу вамъ прѣдставити, от неяже вкусите и видите, яко благъ Господь уповающимъ нань, благъ надѣющимся нань, благъ творящим волю его, благъ Господь любящим его. Иже бѣ далъ Мирскому граду и области их, своа щедроты излия на ня, чюдеса творя дивна, исцѣляа неоскудно, дая цѣлбы сущим в напастех. Велий помощникъ и заступник показя ся, по морю же и по земли болныя исцѣляа, плѣнникы избавляа, слѣпымъ прозрѣние дая, хромым хожение, глухымъ слышати, и прокаженыя очищая, и бѣсы изгоняа, и всѣмъ быше всякъ. Якоже рече Господь: «Вѣруай в мя, дѣла, яже азъ творю, и тъй творить». Якоже и сий святый угодникъ его архиерей и отець Никола. Егда же благоволи благодать и человѣколюбие въсияти на ны праведному солнцу, и явитися благодати намъ от Владыкы Вседръжителя Бога, показа намъ въ нынѣшнее врѣмя, въ дни в лѣта наша и въ нашу паметь чюдо прѣславно и паче ума человеческа о преподобнѣмъ и велицѣ архиерии святѣмъ Николѣ.

Въ тысущное и въ 9 десят 6-е лѣто от воплощениа самого Бога, еже въ человецѣх, от браконеискусимыа Богородица и Приснодѣвица Мариа, при цари грѣчьстем Алексии, патриархѣ Николи Костянтина града, в лѣто рускых князей: христолюбиваго князя Всеволода в Киевѣ и благороднаго сына его Володимера черниговъского. Нашедшимъ убо измалътяномъ судом Божиимъ и промысломъ Вышняго на грѣчьскую область обону страну моря, от Корсуня-поля наченше, даже и до Антиохиа, и до Иерусалима по всѣмъ градомъ и селомъ их. Вся бо люди, ту сущаа, иссѣкоша, и жены их и чада плениша, и домы их огнемъ пожгоша, церкви же и монастыря опустѣша, и грады их прияша въ область свою. Тогда же и Ликию сътвори пусть, в немже лежаше тѣло святаго Николы, тѣло драгое, тѣло всечестное, тѣло, чюдеса дѣа дѣвная и прѣславная. Не можаше ли убо преподобный съй мужь, да бы град его, церкви не опустѣла?! Но по велѣнию Божию не противися, но глаголаше: «Господи, прѣд очима твоима угоднаа сътворю». Якоже и бысть. Не можаше зрѣти угодника своего Господь нашь Исус Христос на пустѣ мѣстѣ лежащаго мощем его и ни от когоже славима, но якоже есть писано: «Прославляющих мя, — рече, — прославлю и о мнѣ хвалящихся, вознесу славу их».

Бысть убо въ дни сиа прозвитеръ благовѣренъ, христолюбивъ же, и праведенъ въ Барѣ градѣ нѣмецкыа области. Сему явися святый Никола Господень: «Иди, рци людемъ сии, всему събору церковному, да шедше, возмуть мя от Мирьскаго града и здѣ положать мя, не бо могу прѣбывати тамо на пустѣ мѣстѣ, Богу тако изволшу». И тъ рекъ, отъиде. Утро же бывшу, абие въстав прозвитеръ и повѣда всѣм людем бывшее явление святымъ Николою. Сии же, слышавше, възрадовашася радостию великою и глаголаху: «Днесь возвеличилъ есть Христос милость свою на людех своих и на граде же нашемъ, яко сподобил ны есть прияти угодника святаго Николу». И ту тако нарядиша мужа говѣина, боящася Бога, въ 3-хъ кораблех ити по святаго. Они же насыпавше пшеници и, творящеся въ куплю, отъидоша. И приидоша въ Антиохию, испродавшу пшеницю и вся куплю искупиша, что имъ угодно бѣ. Вѣсть же приимше баряне, яко венедици, ту сущии, хотятъ ити прежде их и взяти мощи святаго Николы, ускориша и отъидоша абие. И приидоша въ Ликию, въ град Мырьскый, присташа въ лименѣ градстемъ. Совѣтъ же сотворше, и, вземше оружиа, внидоша въ церковь святаго Николы, и обрѣтоша в ней четыре черноризци, и вопросиша ихъ, гдѣ лежить святый Никола. И показаша имъ гробъ, где лежаше святый Никола. Они же, раскопавше помостъ церковный, обрѣтоша раку, полну мура, излияша миръ в корчягы, а мощи его взяша и раку с ними, в нейже беша мощи святаго Николы, и несоша в корабль свой, и отплуша в море. Два черноризца осташа въ Мирех, а два идоста с мощми святаго Николы. И поидоша въ Баръ град и обону страну моря. Отидоша же от града Мирьска месяца априля в 11 день и доидоша въ Баръ град месяца маиа въ 9 день, в неделю, въ годину вечернюю.

Видѣша же баряне, яко приидоша с мощьми святаго Николы от Миръ, и изъидоша вси гражане въ срѣтение его, мужи и жены, от мала и до велика, со свѣщами и с темьяном, и прияша и с радостью и великою честию, и положиша и въ церкви святаго Иоана Предтечи при мори. Да послушайте, братиа моя, молю вы, колико сътвори чюдесъ святый Никола, дошед от Мирьска града въ Бара град. В недѣлю бо вечеръ приидѣ и заутра в понедѣлник исцѣли 40 и 7 болных мужъ и женъ, одръжимы различными недугы и болѣзньми: инъ главою, и другий очима, и инъ руками и ногама, и другый сердцемъ, или чрѣвною болѣзнию, и всѣмъ тѣлом, и страждущиихъ от дух нечистых. А во вторникъ исцѣли 20 и 2 болных, а в среду исцели 29 болящихъ, в четвертокъ заутра рано исцѣли глуха и нѣма суща, имуща уже 5 лѣтъ в недузи том. И посемъ явися святый Никола нѣкоему черноризцу, духовну сущу, глаголя сице, яко «волею Божиею приидохво страну сию». Въ день недѣлный, въчас 9 прияша исцеление 10 их и един человекъ. Еще же пакы по всядни творитчюдеса святый Никола, яко источник кипяй, конца не имый.

Многа же даания приношааху къ святому, злато и сребро, и ризы многоцѣнны. Видѣвше же гражане прѣславная его чюдеса и возрадовашася радостию великою зѣло. И создаша ему церковь преславну, и велику, и красну сущу въ имя святаго и преподобнаго отца Николы, сковаша же и раку ему сребряну, злащену. И въ 3-е лѣто принесениа его от Миръ послаша къ римъскому папѣ Герману, яко да приидетъ съ епископы своими и со всѣмъ клиросомъ церковнымъ его, и да прѣнесуть мощи святаго Николы. Приидоша бо, и взяша мощи святаго Николы, и вложиша в раку сребреную, и вземше епископи съ велможами их и прѣнесоша въ великую новую церковь его, и положиша и въ олтари въ скровнѣ мѣстѣ месяца маиа въ 9 день. Принесоша же и ветхый гробъ его, въ немъже бѣ принесенъ от Муръ, и поставиша и въ церкви, положиша и кость рукы его от мощи его. Многъ народ, людии, приходяще, цѣлующе мощи и раку его. Римскый же папа Германъ, и епископи, и вси гражане, людие празникъ великъ сотвориша в той день в похвалу святому, юже творять и до сего дни, и яша, и пища, веселишася въ ты дни, и многа даяниа даша убогым. И тако отъидоша в домы своа с миромъ, славяще и хваляще Бога и святаго и преподобнаго угодника и архиерѣя Христова Николу.

Нам же, о преподобный угодниче Христовъ, милостивъ буди зде и в будущемъ вѣцѣ! На тя бо уповахомъ и молимся, ты бо всѣх видимых и невидимых честнѣе явися. Блаженый по истинѣ град Барьскый, и церкви его освященна, въ нейже тя возвеличи Господь Богъ! Освяти бо тя, угодника своего, Вышний, ты бо еси всѣмъ христьяномъ помощникъ и заступникъ, избавляа ны от всѣх напастий, от бѣд нашихъ. И еще молимтися, святый прѣблаженый угодниче, святителю Христовъ Николае, имаше дръзновение къ Владыцѣ, молися о насъ, празднующимъ всегда память и творящихъ праздникъ принесение твоихъ мощей, яко да спасени будемъ твоими молитвами, благодатию и человеколюбиемъ Единароднаго Сына, с нимже благословенъ еси, съ Пресвятым, Благымъ и Животворящимъ ти Духомъ, и нынѣ, и присно, и въ вѣкы вѣкомъ. Аминь.

 


ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТОГО И ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НИКОЛЫ ЧУДОТВОРЦА АРХИЕПИСКОПА МИРСКОЙ ЛИКИИ В БАР ГРАД

«Слово о перенесений мощей Николая Мирликийского» — русский памятник XI в. Его создание связано с установлением на Руси в 1089 г. праздника в честь этого события. Архимандрит Леонид атрибутировал этот памятник Ефрему, епископу Переяславскому (см.: Леонид архим. Посмертные чудеса святителя Николая, архиеп. Мирликийского чудотворца: Памятник древней русской письменности XI в. / Труд Ефрема, еп. Переяславского (по пергаменной рукописи исхода XIV в. библиотеки Троице-Сергиевой лавры, 9). СПб., 1888 (ПДПИ, 72)). Слово дошло до нас во множестве списков, имеющих значительные расхождения, древнейший список датируется кон. XIII—нач. XIV в. (публикацию двух списков и исследование см.: Шляпкин И. А. Русское поучение XI в. о перенесении мощей Николая Чудотворца и его отношение к западным источникам. СПб., 1881 (ПДП 19)); входило в состав старопечатных изданий Жития Николая Чудотворца. В ВМЧ текст слова помещен под 9 мая в цикле памятников, посвященных Николаю Мирликийскому. Текст публикуется по Софийскому списку ВМЧ (РНБ, Софийское собр., № 1321, лл. 354—354 об.).

Добавить комментарий