Вопрос благоверного князя Изяслава о латинянах. Патерик Печерский. СЛОВО 37

ВОПРОС БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ИЗЯСЛАВА О ЛАТИНЯНАХ. СЛОВО 37

Пришел однажды благоверный великий князь Изяслав, сын Ярослава, внук Владимира, к святому отцу нашему Феодосию, игумену Печерскому, и сказал ему: «Разъясни мне, отче, какова суть веры варяжской?»

Преподобный же отец наш Феодосии сказал: «Послушай, благочестивый князь, про то, о чем хочет узнать твое благородство, от нашего смирения.

Вера их вредная и уставления ее неправедны: в Савелиеву веру и в другие многие ереси впали они и всю землю тем осквернили. Ты же, благоверный самодержец, остерегайся их. Ереси же их таковы: во-первых — икон не целуют; во-вторых — мощи святых не целуют; в-третьих — крест, на земле изобразив, целуют, а встав, попирают ногами; в-четвертых — в пост мясо едят; в-пятых — служат с опресноками; в-шестых — попы их крестят одним погружением в воду, а мы — тремя, мы мажем елеем окрещаемого и маслом, а они сыплют соль в уста, во имя же святых не нарекают, но как назовут родители детей, таким именем и крестят. Поэтому латинской веры следует остерегаться, обычаев их не держаться, причастия у них не принимать и не слушать сказанного ими, потому что неистинно веруют они и говорят и нечисто живут. Едят с собаками и кошками, пьют свою собственную мочу, — зло это и проклятию подлежит, — едят черепах, и диких коней, и ослов, и удавленину, и мясо медвежье и бобровое. В первую же неделю Великого поста и во вторник разрешают есть мясо, и монахи едят сало, в субботу же постятся. Христианам же своих дочерей нельзя выдавать замуж за них, ни их дочерей брать себе в жены, нельзя с ними брататься, ни кумиться, ни целоваться с ними, и нельзя есть с ними и пить из одной посуды. Если же они попросят у вас, то дайте им, Бога ради, поесть, но в их посуде; если же не будет у них посуды, то можно дать в своей и потом, вымывши посуду, молитву сотворите. А о согрешениях своих они не у Бога просят прощения, а попы их прощают за мзду. Попы же их не женятся законным браком, но с рабынями блудят и церковную службу творят, не видя в этом греха. Епископы же их держат наложниц, и на войну ходят, и перстень на руке носят. Мертвецов кладут на запад ногами, а головою на восток и руки вдоль тела укладывают, очи же, уши и нос залепляют воском. И в жены берут сестер. И мертвому телу Господню служат, считая его мертвецом; мы же службу творим живому телу Господню, самого Господа видя сидящим справа от Отца, который судить придет живых и мертвых. Они ведь, латиняне, мертвые, потому что мертвую службу творят; мы же, живому Богу жертву чистую и непорочную принося, вечную жизнь обретаем. Ведь так написано: “Каждому воздается по делам его”. Пищи же их нельзя вкушать, ибо много в них злого и неправедного. Развращена и гибельна вера их, ибо даже иудеи не делают того, что они творят. Многие же в Савелиеву ересь впали, которая сквернее и злее, чем вера любых других народов, потому что спастись от нее нельзя, а от языческих ересей можно. Латиняне и Евангелие, и Апостол имеют, и иконы святые, и в церковь ходят, но и вера их и закон ложные. Множество ересей всю их землю осквернили, потому что во всей земле только варяги. Великая беда из-за них правоверным христианам, которые с ними живут в одном месте. Тот же из христиан, который устоит перед ними, сохраняя веру в чистоте, станет перед Богом справа, радуясь; если же по доброй воле перейдет в их веру, то будет стоять вместе с ними слева, плача горько. Нет жизни вечной живущим в вере латинской или мусульманской, или армянской, не будут они вместе со святыми в будущем веке. Веру же их хвалить нельзя: если кто хвалит их веру, то оказывается он хулителем своей; тот, кто начинает непрестанно хвалить чужие веры, отреченные от православного христианства, такой оказывается двоеверцем и близок он к ереси. Ты же, чадо, храни себя от таких деяний и не придерживайся их, но избегай их, свою веру всегда хвали и, по силе своей, подвизайся в ней добрыми делами. Милостив же будь, христолюбец, не только со своими домочадцами, но и с чужими, и если видишь нагого, одень его, а если голодного или находящегося в беде, помоги такому. И если такой будет иной веры, еретик и латинянин, любому помоги и от бед избавь, тогда воздаяния от Бога не лишишься; Бог ведь сам всех питает, и поганых так же, как и христиан. О всех, и о язычниках, и о иноверных, заботится Бог, в будущем же веке лишены они будут воздаяния блаженных; мы же, живущие в правоверной вере, и здесь охраняемы Богом и в будущем веке спасены будем Господом нашим Иисусом Христом. Если кому-либо по вере сей святой придется Бога ради умереть, то не лишится он истинной веры, но умрет за Христа, ибо святые, сказано, за веру умершие, да оживут о Христе. Ты же, сын мой, если встретишь иноверных, с правоверными спорящих и обманом стремящихся отвратить от православной веры правоверных, ты же, истинно ведающий православие, не скрывай этого в себе, но помоги правоверным в их споре с зловерными. И если поможешь, то, как добрый пастырь, спасешь овец от пасти львиной; если же промолчишь, то все равно что отнимешь у Христа и предашь Сатане, и должен будешь о них ответ держать в день Судный. И если тебе скажет кто-либо: “И эту и ту веру Бог дал”, то ты ответь ему: “Кто ты такой, кривоверный? Считаешь Бога двоеверцем? Не слышал разве, окаянный и развращенный злою верой, что написано: “Так говорит Господь: един Бог, едина вера, едино крещение”. И так сказал Господь: “Подобает нам исполнить всякую правду”, и, все это исполнив, он снова взошел на небеса и учеников своих послал проповедовать во все концы вселенной. Как же ты, зловерный, столько лет держался православной веры, а ныне совратился на зловерие и учение сатанинское. Не слышал разве ты апостола Павла, говорящего, что если некие станут совращать вас и перетолковывать благовествование Христово, даже если ангел, сошедший с небес, начнет поучать вас иначе, не так, как мы известили вам, да будет проклят. Вы же отвергли проповедь апостольскую и святых отцов наставления, приняли неправую веру и учение, развращенное и исполненное погибели. Ради этого от нас изгнаны и отлучены, потому что нам с вами не годится ни жить, ни вместе причащаться, а вам присутствовать на нашей божественной службе, так как много у вас ересей».


Оригинальный текст

ВЪПРОС БЛАГОВѢРНОГО КНЯЗЯ ИЗЯСЛАВА О ЛАТЫНѢХ. СЛОВО 37

Прииде нѣкогда благовѣрный и великий князь Изяславъ, сынъ Ярославль, внукъ Володимеровъ, къ святому отцю нашему Феодосию, игумену Печерьскому, и рече ему: «Исповѣжь ми, отче, вѣру варяжьскую, какова есть».

Преподобный же отець нашь Феодосие и рече: «Послушай, благочестивый княже, еже въспроси благородие твое нашего смирениа.

Вѣра ихъ зла и законъ ихъ нечистъ есть: во Савелиеву вѣру и въ ины ереси многы въступили суть и всю землю осквернили. Ты же, благовѣрный, самодръжче, блюди себе от нихъ. Ереси бо их сиа суть: прьвое — иконъ не целуют; второе — мощи святыхъ не целуют; третие — крестъ на земли написавши, цѣлуют и въставше, попирают ногами; 4-е — в пост мясо ядят; 5-е — опреснокы служат; 6-е — попове их крьщають въ едино погружение, а мы въ три, мы же мажемь миромь крещающаго и маслом, а они крещающемуся сыплют соль во уста, въ имя же святыхь не наричют, но како взовут родители их, в то имя крещают. Сего ради вѣры латыньскиа бѣгати лѣпо есть, ни обычаа их дръжати, и камканиа их не приимати, и не послушати реченное ими, зане неправо вѣруют, и глаголють, и нечисто живут. Ядят бо съ псы и с кошьками, пиють же свой сець — зло есть и проклято сие — и ядят жолвыи, и дикиа кони, и ослы, и удавленину, и медвѣдину, и бобровину. Первыа же недѣли Великаго поста и въ вторник пущаются мяса, мнихы их ядят лой, в суботу же постятся. Христианом же своих дщерий недостоит даати за них, ни поимати у нихь за себе, ни братитись с ними, ни кумитися, ни цѣлованиа с ними имѣти, ни ясти с ними, ни пити изъ единого съсуда. Тѣм же просящимь у вас, дайте им, Бога ради, ясти, но въ их съсудѣх; аще ли не будет в них съсуда, въ своемь дати и потомь, измывше сосуд, молитва дати. А о съгрѣшениих своих не от Бога просят прощениа, но прощають их попове по дару их. Попове же их не женяться законною женою, но съ рабынями блуд творят, и службу дѣють, а грѣха собѣ в том не творять. Бискупи же их дръжат наложници и на войну ходять, перьстень на руцѣ носят. Мертвеци кладут на запад ногами, а главою на въстокъ, и руцѣ по длину полагають, очи, уши же и носъ въском залѣпляють. И женящеися поимают сестреници. И мертвымь тѣломъ служат, яко мертва Господа мняще, мы же службу творимь живымь тѣломь, самого Господа вѣдяще одесную Отца сѣдяща, и паки судити приидет живымь и мертвымъ. Они бо, латина, мертваа, иже мертву службу съдѣвают; мы же, живу Богу жертву чисту и непорочну приносяще, живот вѣчны обрѣсти имамы. Тако бо писано есть: “Въздасть комуждо по дѣлом его”. Брашна их не приимати, яко многа суть тѣхъ злаа и неправеднаа. Развращенна и погыбелна вѣра их, яже и жидове не творят, то они творят. Множае же в Савелиеву ересь вступили суть, яко всѣх языкъ поганѣйши и злѣйши суть, зане не мощно блюстися ихъ, а поганых мощно. Латина бо и Евангелие, и Апостолъ имеют, и иконы святыа, и в церковь входят, но вѣра их и законъ нечистъ. Множествомь ереси их всю землю онечествоваша, понеже по всей земли варязи суть. Велика нужда от них правовѣрнымь христианом, иже мѣжи тѣх живущеи въ единомь мѣсте. А иже кто ублюдется от нихъ, чисту вѣру нося, и пред Богом станеть одесную, радуяся; аще ли самоволиемь приближится к нимь, той с ними станет ошуею, плачася гръко. Нѣсть бо жизни вѣчныа живущимь в вѣре латыньстѣй, или в срачиньстей, или во аръменьстей, ни части имѣти съ святыми в будущий век. Не подобает бо их вѣры хвалити: аще ли кто хвалит ихъ вѣру, таковый обрѣтается свою хуля; или начнет хвалити непрестанно чюждаа вѣры, отреченныа православнаго христианьства, таковый обретается двоивѣрець и близъ ереси есть. Ты же, чадо, таковых дѣаний блюди себе и не присвойся ихъ, но бѣгай тѣх, и свою вѣру непрестанно хвали и, якоже можеши, подвизайся в ней добрыми дѣлы. Милостивъ же буди, христолюбче, не токмо до своих домочадець, но и до чюжих, и аще види нага, одежди и́, или гладна, или бѣдою одръжима, помилуй и́. Аще ти от которыа вѣры еретикъ или латининъ, всякого помилуй и от бед избави, и мзды от Бога не погрѣшиши; Богъ бо и самь питаеть всѣхъ, и поганыа якоже хрестианы. Поганым же и иновѣрным всѣмь попечение от Бога, въ будущий же вѣкъ чюжды будут възданиа благых; мы же, живуще въ правъславней вѣрѣ, и здѣ есмы набдимы Господомь, въ будущем же вѣце спасаеми Господемь нашим Иисус Христомь. Аще ли кому по вѣре сей святѣй Бога ради умерети, то дръзновениемь да не остается правыа вѣры, но умреть за Христа, святии бо, рече, за вѣру умроша, да оживут о Христѣ. Ты же, сыну, аще обрящеши иновѣрникы с вѣрными прю дѣюща и прелестию хотяща свѣсти от православныа вѣры правовѣрных, ты же, истинно вѣдый православие, не скрывай в себѣ, но помози правовѣрнымь на зловѣрныа. И аще поможеши, яко добрый пастырь, овца имаши избавити от устъ лвовых; аще ли умлъчиши, то яко отъемь у Христа и предаеши Сатанѣ, слово о них въздаси въ день Судный. И аще ти речет кто: “Сию вѣру и ону Богь далъ”, ты же рци ему: “Ты кто еси, кривовѣрне? Мниши Бога двовѣрна? Не слышиши ли, окаанне и развращенне злою вѣрою, писано бо есть: “Тако глаголеть Господь: единъ Богъ, едина вѣра, едино крещение”. И Господь рече тако: “Лѣпо есть намь исплънити всяку правду”, да сиа вся исплънивъ, и пакы взыде на небеса и ученикы своа пославъ на проповѣдание въ конца вселенныа. Тѣм же ты, зловѣрне, толико лѣт дръжавъ православную вѣру, и нынѣ съвратил ся еси на зловѣрие и поучение сатанино. То не слышалъ ли еси апостола Павла, глаголюща, яко аще и нѣции суть смущающе вы и хотяще превратити благовѣствование Христово, аще и аггелъ, съшед съ небесе, благовѣстит вамь паче, не якоже мы благовѣстихом вамь, да будет проклят. Вы же отринувше проповѣдание апостольское и святыхь отець исправление, приасте неправую вѣру и учение разъвращенно, исполнено погыбели. Того ради от нас отвръжени бысте и отлучении, да того ради намь с вами недостоить житиа приимати и пресвятыхъ тайнъ обще с вами причастие имѣти или приступити ни вамь к нашей божественей службе: зане многы ереси в вас».

 

Христос. Мозаика святой Софии Киевской XI век.

Добавить комментарий