Образ. Тайная Вечеря.

Тайная Вечеря. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Сергиев Посад. Иконописная мастерская Андрея Рублева. Москва 1425–1427 гг.

Образ повествует о Евангельском событии:

«Перед праздником Пасхи Исус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Исус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Исус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Исус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Исус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете. Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою. Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я. Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня. Сказав это, Исус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Исус, возлежал у груди Исуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Исуса, сказал Ему: Господи! кто это? Исус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Исус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Исус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. Когда он вышел, Исус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его. Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Исус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною. Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя. Исус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды.


Церковн. Прежде же праздника пасхи, ведый Исус, яко прииде ему час, да прейдет от мира сего ко Отцу, возлюбль своя сущыя в мире, до конца возлюби их. И вечери бывшей, диаволу уже вложившу в сердце иуде симонову искариотскому, да его предаст, ведый Исус, яко вся даде ему Отец в руце, и яко от Бога изыде и к Богу грядет: воста от вечери, и положи ризы, и прием лентион, препоясася: потом влия воду во умывальницу, и начат умывати ноги учеником и отирати лентием, имже бе препоясан. Прииде же к симону петру, и глагола ему той: Господи, ты ли мои умыеши нозе? Отвеща Исус и рече ему: еже аз творю, ты не веси ныне, уразумееши же по сих. Глагола ему петр: не умыеши ногу моею во веки. Отвеща ему Исус: аще не умыю тебе, не имаши части со мною. Глагола ему симон петр: Господи, не нозе мои токмо, но и руце и главу. Глагола ему Исус: измовенный не требует, токмо нозе умыти, есть бо весь чист: и вы чисти есте, но не вси. Ведяше бо предающаго его: сего ради рече, яко не вси чисти есте. Егда же умы ноги их, прият ризы своя, возлег паки, рече им: весте ли, что сотворих вам? Вы глашаете мя учителя и Господа: и добре глаголете, есмь бо. Аще убо аз умых ваши нозе, Господь и учитель, и вы должни есте друг другу умывати нозе: образ бо дах вам, да, якоже аз сотворих вам, и вы творите. Аминь, аминь глаголю вам: несть раб болий господа своего, ни посланник болий пославшаго его. Аще сия весте, блажени есте, аще творите я. Не о всех вас глаголю: аз бо вем, ихже избрах: но да писание сбудется: ядый со мною хлеб воздвиже на мя пяту свою. Отселе глаголю вам, прежде даже не будет, да, егда будет, веру имете, яко аз есмь. Аминь, аминь глаголю вам: приемляй, аще кого послю, мене приемлет: а приемляй мене приемлет пославшаго мя. Сия рек Исус возмутися духом, и свидетельствова, и рече: аминь, аминь глаголю вам, яко един от вас предаст мя. Сзирахуся убо между собою ученицы, недоумеющеся, о ком глаголет. Бе же един от ученик его возлежя на лоне Исусове, егоже любляше Исус: поману же сему симон петр вопросити, кто бы был, о немже глаголет. Напад же той на перси Исусовы, глагола ему: Господи, кто есть? Отвеща Исус: той есть, емуже аз омочив хлеб подам. И омочь хлеб, даде иуде симонову искариотскому. И по хлебе тогда вниде в онь сатана. Глагола убо ему Исус: еже твориши, сотвори скоро. Сего же никтоже разуме от возлежащих, к чесому рече ему. Нецыи же мняху, понеже ковчежец имяше иуда, яко глаголет ему Исус: купи, еже требуем на праздник: или нищым да нечто даст. Приим же он хлеб, абие изыде: бе же нощь. Егда изыде, глагола Исус: ныне прославися Сын человеческий, и Бог прославися о нем: аще Бог прославися о нем, и Бог прославит его в себе, и абие прославит его. Чадца, еще с вами мало есмь: взыщете мене, и якоже рех иудеом, яко аможе аз иду, вы не можете приити: и вам глаголю ныне. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: якоже возлюбих вы, да и вы любите себе: о сем разумеют вси, яко мои ученцы есте, аще любовь имате между собою. Глагола ему симон петр: Господи, камо идеши? Отвеща ему Исус: аможе аз иду, не можеши ныне по мне ити: последи же по мне идеши. Глагола ему петр: Господи, почто не могу ныне по тебе ити? ныне душу мою за тя положу. Отвеща ему Исус: душу ли твою за мя положиши? аминь, аминь глаголю тебе: не возгласит алектор, дондеже отвержешися мене трищи.»

📖 Святое Евангелие от Иоанна 13:1-38

 

Тайная вечеря. Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва. Из праздничного яруса иконостаса собора. Начало XV в. (1410-е гг.?)

Тайная вечеря. Из праздничного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ок. 1497 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

Тайная вечеря. Из праздничного чина. Ростово-Суздальская школа. Начало XVI в.

 

Тайная вечеря, Омовение ног, Моление о чаше, Предание Иуды. Новгород. Конец XV — начало XVI вв. Новгородский гос. историко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник, Новгород, Россия.

Добавить комментарий